Чайная церемония по-японски — действительно церемония. Она состоит из ряда условностей и действий, которые необходимо выполнять в строгой последовательности. Написанное выше — и правда, и нет. Потому что церемонии бывают разными:
- тядо (тяною, садо) — так называется классическая размеренная чайная церемония;
- отэмае — искусство приготовления зеленого матча и его правильной подачи;
- тякай — неформальные встречи близких людей, на которых четко соблюдается вся ритуальность процесса;
- тядзы — более официальные и многолюдные ритуальные чайные церемонии;
- сэнтядо — чайная церемония, во время которой заваривают листовой чай.
Пять названий по сути одного чаепития — очень японская история. Но при этом каждая из них будет проводиться по определенным четким принципам традиционной чайной церемонии.
Как они появились
Первые чайные церемонии в Японии стали проводить с середины XIV века. В XVII веке они развились в отдельный вид искусства. А еще спустя столетие стали достоянием общественности. Система правил приготовления зеленого чая сформировалась в среде дзен-буддистских монахов. Позже с ней познакомили высшую знать, чиновников, самураев и даже сельских жителей. Но главными «сподвижниками» в деле становления четких правил чаепития были именно монахи.
Первые попытки составить протокол действий по завариванию и искренней заботы о госте приписывают священнику Дайо, который в последствии стал наставником для многих чайных мастеров. Церемония постоянно трансформировалась, «просачиваясь» из буддийских монастырей в народ. Так, именно нехитрые сельские чаепития взял за основу другой буддийский монах — Мурата Дзюко. Он чувствовал особенную близость к простому народу, поэтому очистил церемонию от излишней ритуальности, немотивированной сложности. Сделал ее нарочито функциональной. Обратил внимание с внешнего на внутреннее.
Интересно то, что изначально его идеи не пришлись по вкусу власть имеющим. Мурата даже был частым гостем темниц. Но именно он сформировал 4 основных принципа японского чаепития. Они были в последствие немного расширены и доработаны сначала Дзео Такено, последователем Дзюко, а после и учеником Такено — Сэн-но Рикю, самым известным чайным мастером.
Как звучат эти принципы?
Четыре принципа традиционного японского чаепития — это:
- Ва — гармония;
- Кей — уважение;
- Сеи — чистота;
- Дзяку — спокойствие.
Эти принципы надлежало реализовать во время чайной церемонии, выполняя каждую рекомендацию, придерживаясь мельчайших правил. В них существует взаимосвязь философского и прагматичного: определенная цель или состояние может быть достигнута путем практичных действий.
Первый принцип — это гармония Неба и Земли, а также гармония «небесного» и «приземленного» в человеке. Человеку важно жить или хотя бы иногда находиться в состоянии гармонии с природой: наслаждаться ее красотой, усмирить мысли, не отвлекаться на суетное и несущественное. На уровне практичных действий принцип находит выражение в максимально простом убранстве чайной комнаты или дома. Подчас даже аскетичном: деревянные колоны, стены из глины, металлический котелок, бамбуковые аксессуары. Человек может видеть естественную красоту натуральных материалов, становится частью этого пространства, но ничто не отвлекает его от сути.
Второй принцип — уважение. Чайная церемония авторства Дзюко — о равноправии всех участников независимо от того, к какому сословию они принадлежат во внешнем мире. Они почтительно относятся друг к другу, оставляют за дверями домика свои регалии, обиды, даже оружие — именно поэтому дверь в чайном домике всегда низкая. Чтобы войти в нее, необходимо пригнуться очень низко, а для этого оружие приходится снять.
Третий принцип — чистота, очищение внутреннего мира от мирских, суетных мыслей. Происходит это через контакт с прекрасными и чистыми вещами, поэтому предельная чистота соблюдалась во всем: в саду, окружающем домик, самом домике, посуде. Отсюда и ритуальное омовение рук и рта гостями перед входом, протирание всей утвари, используемой в процессе.
Последний принцип — принцип тишины, который напрямую исходит из чисто буддийского понятия о просветленном одиночестве. В чайной церемонии он находит выражение не в полном отказе от компании других, но в создании таких условий, когда ничего не возбуждает мысли, не мешает оставаться сосредоточенным. Для этого в помещении всегда поддерживается приглушенный свет. Формы преимущественно мягкие и округлые, а цвета приглушенные.
Если вы считаете, что становление этих принципов и структуры чайной церемонии происходило без драм, то сильно ошибаетесь. Были и те, кто видел ее исключительно пышной и пафосной, для избранных. Все перечисленные выше персонажи были в некотором роде гонимыми из-за своих слишком либеральных взглядов и желания уравнять всех под крышей невзрачного чайного домика.